Ajfan.ru

Контроллинг, виды, структура

Эволюция мышления в области управления качеством

Управление качеством начиналось с выходного контроля готовой продукции. Механизм управления качеством отдельно взятого изделия дала система Тейлора (1905), которая устанавливала требования к качеству продукции в виде шаблонов (интервалов допусков), называемых проходными и непроходными калибрами. Контроль осуществлялся специалистами (инспекторами). Система Тейлора ввела деление продукции на качественную и дефектную (брак).

По мере усложнения продукции и производства встала проблема сокращения трудозатрат на контроль качества и повышения его эффективности, решению которой во многом способствовали статистические методы контроля качества, базирующиеся на методах математической статистики.

Рис 2. Цикл Деминга

В середине 1920-х годов В. Шухарт ввел понятие цикла непрерывных технологических изменений на основании статистического контроля качества. Появилась возможность оценки качества методом выборочного контроля X. Доджа и X. Роминга, суть которого состоит в оценке качества всей партии продукции на основе оценки качества ее части (выборки). На предприятиях появились новые специалисты — инженеры по качеству.

Всеобщий контроль качества

(Total Quality Control)

Этап 1. Разработка качества

Этап 2. Поддержание качества

Этап 3. Совершенствование качества

Рис. 4. Содержание модели Всеобщего контроля качества

В 1950-х годах А. Фэйгенбаум предложил модель всеобщего контроля качества

(Total Quality Control — TQC) (рис. 4) и определил понятие стоимости качества.

Таблица 2.

Характеристики этапов развития менеджмента качества

Этапы, характеристики

Контроль качества (1900-1920-е гг.)

Управление качеством производства (1920- 1950-е гг.)

Обеспечение качества (1950- 1980-е гг.)

Всеобщий менеджмент качества (1980-е - наст. время)

Механизм

управления

Выходной нормативный контроль

Статистический Конт роль; выборочный контроль

Комплексное управление качеством на всех стадиях жизненного цикла изделия

Стратегическое управление качеством

Основная цель

Выявление дефектов

Предупреждение дефектов

Поддержание и совершенствование качества

Постоянное совершенствование качества

Периодичность управления

После изготовления

В ходе производства

Перед производством

Постоянно

Отношения с потребителями

Удовлетворение требований рынка эффективным для производителя способом

Удовлетворение требований рынка эффективным для производителя способом

Гарантия качества продукции путем сертификации

Приоритет текущих и потенциальных запросов потребителей

Система мотивации

Штрафные санкции за брак

Учитывает настройку производственного процесса

Уменьшение материального, рост морального стимулирования

Создание системы признания заслуг; самомотивация

Этапы, характеристики

Контроль качества (1900-

1920-е гг.)

Управление качеством производства (1920-1950-е гг.)

Обеспечение качества (1950-1980-е гг.)

Всеобщий менеджмент качества (1980-е - наст. время)

Система обучения

Профессиональная подготовка

Профессиональная подготовка. Обучение статистическим методам

Поощрение обучения

Обучение не прерывное, все стороннее; самообразование; обучение становится частью мотивации

Перейти на страницу: 1 2