Ajfan.ru

Контроллинг, виды, структура

Процесс разработки, принятия и реализации управленческих решений

Основанием для подготовки и принятия полномочными субъектами управленческих решений являются:1) Необходимость исполнения предписаний вышестоящих органов (органов государственной власти и местного самоуправления);2) Необходимость осуществления собственной исполнительно – распорядительной деятельности, вытекающей из задач и функций исполнительных органов местного самоуправления на основе: квартальных планов нормотворческой деятельности; поручений руководителя или его заместителей; инициативы руководителей структурных подразделений исполнительного органа или подведомственных предприятий (учреждений); исполнения ранее принятых решений полномочных субъектов.Функции руководителей и аппарата управления по организации разработки решения заключаются в управлении общим процессом выработки решений; определении сущности задачи, участии в ее конкретизации, в выборе критериев оценки решений; окончательном выборе решения; организации его исполнения. При необходимости выбирается управленческая стратегия, которая всегда предлагает ответить на вопросы целесообразности принятия управленческого решения в той или иной ситуации.Сущность управленческих решений:1. Организационная - состоит в том, что к их разработке и реализации привлекается персонал организации. Значит, необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать инструкции, наделить работников полномочиями, определить их права и обязанности, ответственность и формы контроля, выделить ресурсы и скоординировать весь процесс. Это самая существенная часть получения управленческого решения.2. Технологическая - проявляется в возможности обеспечения процесса разработки решений техническими, информационными средствами. Устаревшая, неполная информация, отсутствие вычислительных средств не дают возможности принять качественные решения.3. Правовая - состоит в необходимости точного соблюдения законодательных актов, обязательств, уставов и т.д.Для процедуры разработки управленческого решения руководителю и аппарату управления необходимо осуществить следующие действия:1. Оформить документацию о начале выполнения работ с указанием конкретного задания, состава персонала и системы его подчинения, времени исполнения решений, промежуточных этапов контроля и размера выделяемых ресурсов.2. Разработчикам решения разъяснить права, ответственность и полномочия; содержание организационных документов о начале выполнения работ по разработке решения.3. Обсудить с разработчиками неучтенные детали для успешного выполнения работ. Акцентировать внимание на важности задания и значении его качественного исполнения.4. Установить соответствие решения действующему законодательству и уставным документам организации.

Этапы принятия управленческого решения:

1. Постановка проблемы или задачи. На этом этапе необходимо выяснить, действительно ли существует такая проблема. Если проблема существует, ее надо точно сформулировать. Если проблема очень сложная, то имеет смысл разделить ее на ряд мелких проблем, решить которые будет легче.

2. Сбор информации о проблеме. После того как проблема сформулирована, необходимо собрать всю касающуюся ее информацию. Этот этап очень важен для принятия решения, поэтому, чем полнее собранная информация, тем обоснованнее решение. Эта информация включает в себя сведения: об источнике данной проблемы, о реальной ситуации, о сроках решения проблемы, о возможных исполнителях и ответственных за ее решение и др.

3. Подготовка решения. На этом этапе происходит поиск возможных вариантов решения проблемы, описание последствий каждого решения и оценка возможности (реальности) решений. Необходимо отыскать все возможные решения данной проблемы, в противном случае возрастает риск принятия неверного или неоптимального решения.

4. Выбор оптимального решения. На данном этапе из всех имеющихся вариантов решения конкретной проблемы нужно выбрать единственный, который должен быть наилучшим (оптимальным). Критериями оптимальности того или иного варианта служат полнота решения проблемы, реальность реализации, минимальность затрат, а также отсутствие или минимальность вредных последствий для фирмы.

5. Выбор исполнителей и назначение ответственных за реализацию решения. Это очень важный этап, поскольку именно исполнители занимаются непосредственным воплощением принятого решения в жизнь. Выбор ответственных также важен, так как они осуществляют оперативное руководство и от них зависит правильность работы исполнителей. Критериями выбора в обоих случаях являются: опыт работы, знания в данной сфере, высокая работоспособность. Перейти на страницу: 1 2